Соборное уложение 1649 г.как источник русского права :история принятия, структура, общая характеристика, значение в развитии русского права

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.

Соборное уложениебыло принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места. Соборное уложение 1649 года - источник права русского централизованного государства периода сословно-представительной монархии Главенствующее место среди источников русского феодального права периода сословно-представительной монархии занимает СУ. Следует отметить, что этот кодекс в значительной мере предопределил развитие правовой системы русского государства в последующие десятилетия. Среди предпосылок, обусловивших принятие СУ, можно выделить:

Ø общее обострение классовой борьбы; противоречия среди класса феодалов; противоречия между феодалами и городским населением; заинтересованность дворян в расширении прав на поместное землевладение и закрепощение на них крестьян; необходимость упорядочения законодательства и оформление его в едином кодексе;

Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями.

Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.

В Соборном уложении закреплялся статус главы государства— царя как самодержавного и наследного монарха.

С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян,устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.

Главное внимание уделялось судопроизводствуи уголовному праву.Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.

Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.



Новоуказные Статьи - уголовно-правовые нормы, не вошедшие в Соборное Уложение 1649 г. Впервые систематизированы в Артикуле Воинском /1715 г./

Новоторговый устав - закон о внутренней и внешней торговле России. Устав состоит из введения, 94 статей основной части и из 7 статей приложения, посвященного регламентации торговли для иностранцев. В Новоторговом уставе провозглашались: забота о пополнении казны, поддержка отечественного купечества, устанавливались принципы организации кредита. В уставе были детализированы правила внутренней торговли, основанные на торговом уставе 1653 года. В Новоторговом уставе была высказана идея об организации единого «купецкого приказа».

Правовой статус системы органов государственной власти и управление(высших, отраслевых и местных) в Русском государстве в период централизации и сословно-представительной монархии(15-пол.17 в.): виды, состав, структура, компетенция, порядок формирования, правовые основы деятельности

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому дворуво главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов.Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Общегосударственные приказы: Казенный, Разрядный, Посольский, Поместный, Военные: Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Территориальные: Казанский, Московский, Ямской.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управленияокончательно вытесняет дворцово-вотчинную.

Местное управлениедо конца XV в. основывалось на системе кормленийи осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.

Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы — губные и земские избы.В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Они были подчинены назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления. Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядным приказом и утверждались в должности царем и Боярской думой.

При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба. Воеводовское делопроизводство вел дьяк. В штат приказной избы входили подьячие. Иногда приказная изба имела структурные подразделения - столы, возглавлявшиеся подьячими.

Воевода прибывал в свой город и получал из приказа наказ, определявший круг его обязанностей: он исполнял распоряжения центральной власти, следил за соблюдением порядка, ведал городским и дорожным делом, отвечал за сбор налогов, набирал на государеву службу служилых людей, надзирал за деятельностью губных и земских старост. В разной степени подчинения у него находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, житничьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы.

Правовое положение населения в Русском государстве (XV – 1-я пол.XVII вв.): категории, права и обязанности, основания приобретения и утраты статуса. Юридическое значение сословных реформ.

Изменяется класс феодалов, он распадается на: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».

1. Служилые князья составляли верхушку класса феодалов, это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Москве потеряли самостоятельность, но сохранили право собственности на землю. Они занимали руководящие посты в войске, позже слились с верхушкой бояр.

2. Бояре, или княжата, составляли экономически господствующую группу внутри класса феодалов.

3. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские - несли службу великому князю. Феодалы обладали правом отъезда, то есть они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. Отъезжающий вассал не терял своей вотчины, поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом. В XIV - начале XV веке право отъезда было выгодно московским князям, так как способствовало собиранию русских земель, но по мере укрепления централизованного государства оно стало мешать им: этим правом пытались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства с целью воспрепятствовать дальнейшей централизации и добиться прежней самостоятельности. Поэтому московские князья старались ограничить право отъезда, а затем и вовсе его отменить (позже на отъезда начали смотреть как на измену). Способом борьбы с отъезжающими боярами было лишение вотчин.

4. Низшую группу феодалов составляли«слуги под дворским», которые набирались из княжеских холопов и существовали как при великокняжеском, так и при дворах удельных князей. Со временем некоторые из них стали занимать высокие посты в дворцовом и государственном управлении.

5. Меняется смысл термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином. Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего, который получила основная масса прежнего боярства. Теперешние бояре были настроены оппозиционно и поэтому великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов - дворянстве. Дворяне формировались из «слуг под дворским» при дворе князя. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой. Влияние дворянства росло по мере уменьшения влияния боярства.

6. Крупным феодалом оставалась церковь. В центральных районах монастырское землевладение расширяется за счет пожалований князей и бояр, а также в силу завещаний.

7. Сельское феодально-зависимоенаселение именовалось сиротами. В XIV веке этот термин постепенно вытесняется новым - крестьяне, хотя наряду с ним употребляется и такой, как «смерды». Крестьяне делились на 2 категории - чернотяглых и владельческих.Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных землях, эта категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. В XV веке происходит прикрепление чернотяглых крестьян к земле и закрепощение владельческих, установление феодальной зависимости. Но крестьяне имеют еще право перехода от одного владельца к другому.Организованное закрепощение началось с особых грамот князей: 1) Судебник 1497 г. – положил начало всеобщему закрепощению крестьян, он установил единое время перехода - неделя до и неделя после Юрьева дня, крестьянин должен был уплатить пожилое. 2) Судебник 1550 г. – увеличение размера пожилого при переходе. 3) Введение заповедных лет, запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

8. На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов. Их число заметно сократилось, так как часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 ограничивает источники холопства: холопами могли стать, женившиеся на рабе, при самопродаже. В городах положение было иное - поступление в услужение «по городскому ключу» не влекло холопства.Судебник 1550 еще более ограничивает источники холопства: тиунство не влечет холопства. Далее татаро-монгольское иго привело к сокращению численности холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда, поэтому далее следует период процессастирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают имущественные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют.

9. Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных с ними по положению, - кабальи люди (долговая зависимость). Должник должен был отрабатывать проценты.

10. Городское население. Города делились на две части: город, то есть огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены посад. Соответственно этому делилось и население: в крепости жили представители княжеской власти, гарнизон и слуги феодалов, на посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к «черному» люду. Промежуточную категорию составляло население слобод и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, хозяйственными интересами связанные с посадом, были свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Экономический подъем в XV веке, развитие ремесла и торговли укрепляли положение городов, а, следовательно, поднимали и значение посадских людей.

Правовой статус церкви в Русском государстве (XV – 1-я пол.XVII вв.): правовой статус духовенства, церковное управление, взаимоотношения церкви и государства, церковная юрисдикция.

В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место.

Духовенство подразделялось на белое (служителей Церкви) и черное (монастырское). Церковь имела собственные военные формирования.

Сложилась система органов церковного управления – епископаты, епархии, приходы. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество и Русская Церковь получила полную самостоятельность, что усилило притязания Церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне – в раскол, столкновение старых и новых политических позиций Церкви.

Взаимоотношения государства и Церкви в XVI – XVII вв. Были достаточно сложными и неоднократно подвергались пересмотру и правовой регламентации.

Высший церковный орган – Освящённый Собор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей – управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей.

Власть Патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).Он явился результатом законодательной деятельности Собора, созванного правительством и предложившего программу церковной реформы.

Церковь в Московском государстве оставалась носителем духовных ценностей и национальной идеологии. Но к XVI в. церковь превратилась и в крупнейшего земельного собственника, чьи богатства, несмотря на политику террора по отношению к ним Ивана IV, еще возросли в XVI в.

Церковь имела некоторую независимость в сфере управления и суда. Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами.

23). Регламентация брачно-семейных отношений в Русском государстве (XV – 1-я пол.XVII вв.): условия и порядок заключение брака, поводы для расторжения брака, статус членов семьи.

В Русском государстве регулировались церковным законодательством. Источники церковного права разрешали браки в раннем возрасте. По "Стоглаву" (1551г.) жениться разрешалось с 15 лет, выходить замуж с 12 лет. Помолвка (обручение) совершалась в еще более раннем возрасте (сговор родителей и составление рядной записи). Расторгнуть рядную запись можно было уплатой неустойки или через суд, но по серьезным причинам. На практике простые люди рядную запись не составляли и вступали в брак в более позднем возрасте. По церковным законам первый брак оформлялся венчанием, второй и третий — благословлением, а четвертый брак церковное право не признавало. Юридический статус мужа определял статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой.

Развод осуществлялся по обоюдному согласию супругов или по одностороннему требованию мужа. В XVII веке начинается процесс смягчения прав мужа в отношении жены и отца в отношении детей. Муж мог отдать жену в услужение и записать в кабалу вместе с собой. (Отец имел аналогичное право в отношении детей). Расторжение брака допускалось в следующих случаях: уход одного из супругов в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению. Внутрисемейные отношения регулировались так называемым "Домостроем", составленным в XVI веке. В соответствии с ним муж мог наказывать жену, а она должна была быть покорной мужу. Родителям разрешалось наказывать детей за непослушание и не давать им воли в юности. "Домострой" устанавливал телесные наказания, рекомендует применять их разумно. В случае, если же родители, наказывая детей, забивали их до смерти, Уложением назначалось наказание лишь в один год тюрьмы и церковное покаяние. В случае если дети убивали родителей, то карались за содеянное смертной казнью.

Позже, начиная с XVII века, намечается процесс разделения имущества супругов, детей и родителей. Это можно объяснить стремлением законодателя закрепить имущество за определенным лицом, в т.ч. и приданого. Мужу не разрешалось распоряжаться приданым жены без ее согласия. С XVII в. отменяется право отдавать должника "кредитору с годовой до выкупа" вместе с его женой. Позже отменяется установленное Соборным уложением ответственность жены и детей за долги мужа и родителей.

Правовое регулирование имущественных отношений в русском государстве по законодательству XV – 1ой пол. XVIIвв.: право собственности, обязательственное право и наследственное право.

Право собственности. В период Сословно-представительской Монархии получают юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения. Первый - собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных волостей). Второй - вотчинное землевладение. Вотчины отличались от поместий тем, что передавались по наследству. Вотчина была привилегированной формой феодального землевладения (вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и, частновладельческие). Третий - поместья, которые давались за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся в зависимости от служебного положения лица, которому оно предназначалось. Поместья по наследству не переходили, феодал пользовался ими до тех пор, пока служил. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Соборное уложение разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину. Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено.

Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Соборное Уложение 1649 г. установило: если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на "прожиток".

В Уложении ограничивается экономическое могущество церкви — запрещено приобретение церковью новых земель, сокращены многочисленные привилегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учрежден Монастырский приказ.

Основными способами приобретения прав на какую-либо вещь, в том числе и землю, считались:

1) Пожалование земли — сложный комплекс юридических действий

2) Приобретение прав на вещь путём заключения договора купли-продажи (как устного так и письменного).

3) Приобретательная давность. Лицо должно добросовестно (т.е. не нарушая ничьих прав) владеть каким-либо имуществом на протяжении определённого промежутка времени, после чего это имущество переходит в его собственность. Уложение определило этот срок в 40 лет.

4) Находка вещи (при условии необнаружения её хозяина).

Обязательственное право продолжало развиваться в направлении замены личностной ответственности имущественной. Друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги по обязательствам переходили по наследству; одновременно устанавливалось, что отказ от наследства снимает и долги по обязательствам. В законодательстве были определены случаи добровольной замены в обязательствах одного лица другим. В случае стихийных бедствий должнику предоставлялась отсрочка уплаты долга на срок до 3 лет.

Соборному уложению известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества и др. В Уложении нашли отражение и формы заключения договоров. Регламентировались случаи заключения договоров в письменной форме, для некоторых видов сделок (например, отчуждение недвижимости). Договорная грамота, составленная заинтересованными лицами, приобретала законную силу только после заверения ее в официальной инстанции, что выражалось в постановлении на грамоте печати. Контроль государства за этой процедурой значительно усилился после введения писцовых книг. Соборное Уложение в дополнение к договорным грамотам, закрепляющим право на землю, предусматривало выдачу отказных грамот, которые направлялись в местности, где расположены земли, передаваемые по утвержденному договору.

Договоры признавались недействительными в случае их заключения в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана.

Субъектами гражданско-правовых отношений являлись как частные, так и коллективные лица.

Наследственному правуизвестно наследование по закону и по завещанию.

Завещание оформлялось в письменной форме, подтверждалось свидетелями и представителем церкви. Воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин; родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону. В круг наследников по закону входили дети, переживший супруг, в некоторых случаях и другие родственники.

Родовые и жалованные вотчины наследовали сыновья, дочери же наследовали только при отсутствии сыновей. Вдова получала часть вотчины на «прожиток», т. е. в пожизненное владение. Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами того же рода, к которому принадлежал завещатель. Поместья наследовали сыновья. Вдова и дочери получали определенную долю поместья на «прожиток». До 1864 г. в наследовании поместья могли участвовать родственники по боковой линии.

Законодательство, защищая сословные интересы, запрещало завещать земли церквям. При отсутствии завещания или законных наследников имущество поступало теперь не церкви, а в царский домен. Церковь и монастыри получали из казны деньги на помин души умершего в размере стоимости вотчины.

Развитие институтов уголовного права в Русском государстве по законодательству XV – 1ой пол. XVIIвв.: понятие преступления, характеристика элементов состава преступления, виды преступлений, цели и виды наказаний. Обстоятельства, влияющие на меру ответственности.

Соборное уложение не дает понятия преступления,однако из содержания его статей можно сделать вывод, что преступлением является нарушение царской воли или закона.

Субъектами преступлениямогли быть отдельные лица или группа лиц независимо от их сословной принадлежности. В случае совершения преступления группой лиц закон разделял участников на главных и второстепенных (соучастников).Субъективная сторонапреступленияопределялась степенью вины. По Уложению преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные.

При характеристике объективной стороны преступления закон устанавливал смягчающиеи отягчающие обстоятельства. К первым принадлежали следующие: состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект). Ко второй группе относились: повторность преступления, совокупность нескольких преступлений, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления.

Объектами преступленияв соответствии с Соборным уложением являлись: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность.

Виды преступлений:

1) преступления против веры;

2) государственные преступления;

3) преступления против порядка управления;

4) преступления против благочиния;

5) должностные преступления;

6) преступления против личности;

7) имущественные преступления;

8) преступления против нравственности.

Виды наказаний: смертную казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылку, конфискацию имущества, отстранение от должности, штрафы.

Целями наказаниябыли устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.


3101444377114922.html
3101475657613510.html
    PR.RU™