ВОЛШЕБСТВО ИНОСКАЗАНИЙ

Предыдущая12345678Следующая

Сказки и притчи совершенно отличны от голых теорий и умозрительных концепций. Они более живы, более показательны. В них немного слов, но они чрезвычайно выразительны. Неудивительно, что все великие Мастера использовали байки, сравнения, иносказания, анекдоты. А причина состоит в том, что если вы рассказываете о чем-то напрямую, то это убивает сокровенное. Прямое выражение слишком грубо, примитивно, уродливо. Сравнение же обрисовывает явление очень косвенным путем. Оно делает вещи более сглаженными, более поэтическими, более парадоксальными, менее логическими.

Другими словами, сказание приобщает рассматриваемый предмет к жизни. Мы не можем использовать силлогизм для доказательства существования Бога, мы не можем аргументированно доказать Его присутствие, но мы можем рассказать притчу. И, как ни странно, сказки способны сказать о многом - без определенных высказываний, без точных определений кого-либо или чего-либо, они привносят особую атмосферу. И в этой атмосфере головоломка, загадка, ребус могут быть познаны при помощи языка символов.

Так устроены все притчи. В отличие от логических, математических, силлогистических, доказательных теорий, иносказания приводят человека к молчанию. Они никогда не пробуют его убедить в окончательной истинности. Притчи берут нас неожиданностью, проникают прямиком в сокровенное - в душу. Они предлагают людям оставить их ложные убеждения и просто наслаждаться небольшой историей. Когда человек слушает сказку, он расслабляется. Когда человек слушает теорию, он становится напряженным. И то, что создает напряжение в людях, не может рассматриваться как нечто полезное. В конечном итоге, это разрушительно. Неспешное же повествование создает уютную, домашнюю атмосферу - как будто наша бабушка или мама рассказывают нам волшебную историю перед тем, как мы уснем. Дети просят: "Расскажите нам сказку!" Это помогает им расслабиться и быстрее заснуть.

Метафорические иносказания снимают эмоциональное напряжение, укрощают ментальное давление на наш ум. Они нерепрессивны по своему духу, неимперативны в силу своей ненасильственной природы. Сказки, скорее, заигрывают с нашим сердцем, нежели с нашим умом. Если человек слушает головой, тогда он упускает, тогда нет никакой возможности понять притчу - притча должна быть понята сердцем. Когда нам рассказывают сказку, мы предельно внимательны, но не напряжены. Мы можем расслабиться, и при этом будем абсолютно внимательными. Возникает пассивное внимание. Когда человек слушает теорию, то становится очень напряженным, потому что если он случайно пропустит хоть одно слово в ее изложении, то будет не способен ее понять. Таким образом, человек становится более сконцентрированным.



Когда мы слушаем рассказ, то становимся более медитативными - в результате в повествовании ничто не может быть потеряно. Даже если несколько слов пролетели мимо нас, все равно смысл истории остается целостным. Само ощущение, настроение, аромат рассказа делает доступным его понимание. И это понимание не зависит от слов. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть.

Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время, в определенный сезон, они прорастут и дадут всходы.

ГРУППЫ СКАЗОК

1. Сказки-подсказки. Простые коротенькие повествования с одним умозаключением - "Колобок". Возраст слушателя: от 3 до 5 лет. Действующие лица: два персонажа с противоположными качествами. Стратегическая задача: знакомство с другими моделями поведения, типичными проявлениями данного поведенческого паттерна и выверенным классическим финалом. Тактическая задача: кардинальное изменение одного из аспектов - эмоционального, ментального, поведенческого. В качестве метафор, как правило, выступают животные, либо вещи, предметы, явления (басни Лафонтена, Крылова, притчи Эзопа).

Динамика истории: status qwo - чужеродный элемент - хаос - благополучный исход.

Цикл сказки-подсказки: а) нравоучение, совет герою; б) поступок героя, чаще всего глупый; в) сокраментальный вывод, резюме.

2. Сказки-анектоды. Прививание ребенку чувства юмора. Суть повествования: парадокс. В ходе рассказа слушатель настраивается на заведомо предсказуемое разрешение ситуации, а рассказчик придает последней сцене совершенно иной окрас, задает сценическому действу новый тон звучания ("Курочка Ряба"). История разворачивалась в одной плоскости, а затем следует неожиданный поворот, качественный скачок, который слушатель не в состоянии предвидеть. Именно парадоксальность ситуации придает шутке красоту, высвобождает нараставшее напряжение, потрясает воображение. Цель сказок-юморесок показать, что окружающий мир невозможно упоковать в "прокрустово ложе" рассудочных концепций. Действуя исходя из стереотипных поведенческих клише, главный герой всегда оказывается в глупейшем положении ("Кот и лиса").

3. Поведенческие модели. От простого к сложному. Возраст: 5-6 лет. Сказки данной категории показывают пример поведения, ведущий к неудаче ("Лиса и дрозд"). Как правило, финал таких историй носит заведомо тупиковый характер. Задача: указать детям на деструктивные формы развития, недопустить проявления негативных эмоциональных проявлений на окружающих людей. В подобного рода сказках должна соблюдаться определенная техника безопасности - обязательное отсутствие фигур родителей, в качестве персонажей задействование представителей животного царства. Меры предосторожности вызваны необходимостью не допустить переноса действия сказок в реальную жизнь - в семью, в межличностные отношения. Поведенческие метафоры подразделяются на сказки для мальчиков ("Жихарка") и истории для девочек ("Девочка и лиса").

4. Семейная модель. Возраст: 7-8 лет. Сказки направленные на создание семьи ("Журавль и цапля"). Главный лейтмотив: необходимость выбора, бесконечный перебор ни к чему путному не приводит.

5. Сказки-прививки. Типичные терапевтические метафоры.

Предназначены для перехода через локальные кризисы. Наведение душевного порядка, изгнание хаоса неопределенности.

6. Волшебные сказки. Сценарии личной истории. Обязательный атрибут: таинство. Элемент тайны создает уровень обостренного внимания, энергетизации внутренних архетипов, концентрации ресурсов. Волшебные сказки позволяют ребенку развить "психические мускулы", настроиться на определенные архетипические сюжеты, разыграть по мере роста полюбившуюся психодраму.

7. Мифологические истории. С 11-12 лет осуществляется переход от сказок к мифам. Мифы - это имеющие первостепенное значение архетипические символы.

КОМПОНЕНТ МИФА

1) божественное начало, персонифицированный бог;

2) герой, полубог;

3) препятствие, непреодолимый компонент;

4) помощники - зверолюди: качества животного + разум человека;

5) божественная сила, непознанное, сверхчеловеческий ресурс;

ДИНАМИКА СЮЖЕТА

а) древнее предписание, запрет, понятие границы, грань, ограничение;

б) преступление - переступление, переход через границу, нарушение предписаний;

в) наказание, изгнание;

г) испытание, загадки;

д) чудо;

е) метаморфоза героя - открытие внутренних сверхресурсов;

ж) искупление - труд, жертва, торг;

з) возвращение на более высокий уровень существования.


3104890711040447.html
3104933310809590.html
    PR.RU™